Бесплатные уроки английского языка
Прошли годы с момента создания сайта, — и хотя в принципах изучения английского языка ничего не изменилось, — изменился интернет и связанные с ним возможности. Так что я решил переписать несколько страниц, которых эти перемены коснулись особенно сильно.
Стремясь к пониманию, я стараюсь собрать информацию, критически осмыслить её, и потом уже сделать вывод. Сейчас, похоже, больше ценится не понимание, а сама информация — во всех рекомендациях пишут: начинай с выводов. Попробую так и поступить:
Выводы: пессимистичный
Просмотрев 1000 результатов поиска по словам «бесплатный курс английского языка», я не нашёл ни курса, ни даже большого набора уроков. Да и откуда им взяться, если универсального курса английского языка просто нет в природе, и в обозримом будущем он не появится.
Наполненность сети и возможности связи постоянно растут, так что в интернете есть почти всё, необходимое для формирования качественной индивидуальной обучающей системы.
Некоторые языковые школы предлагают бесплатные курсы. Например: Лексикон. Не могу комментировать курс, с которым не знаком: но вроде как всё полностью бесплатно.
Присоединившись к сети, мы можем получить огромное количество информации. Просто информации. В данном случае нас интересует изучение английского языка, т.е. качественная (не содержащая грубых ошибок), систематизированная, последовательно изложенная, методически правильная, интересная и т.д. учебная информация, внимательное ознакомление с которой с выполнением приложенного комплекта упражнений повысит степень знания английского языка. Так что ищем хорошие компьютерные курсы или уроки английского языка.
Есть ли полноценные компьютерные курсы изучения английского языка?
На многих страницах сайта я стараюсь найти ответ на этот вопрос со всеми деталями, так что здесь выражусь кратко: систем обучения много, среди них есть хорошие. Есть авторские и фирменные варианты языковых курсов.
Кто разместит такие курсы в интернете?
Автор может делать со своими трудами всё, что хочет: скорее всего, при стечении обстоятельств автор может и разместить свой интерактивный курс английского бесплатно. Мне такие сайты не попадались. Если они уже существуют, то наверняка их трудно найти. Среди посетителей форумов есть люди, способные найти что угодно, — появившийся авторский курс английского будет найден и обретёт, если стоит того, популярность. Чтобы не пропустить момент нужно посещать один, а лучше все основные форумы учебной направленности.
Фирмы могут разместить свои учебные курсы бесплатно, но при одном условии – если кто-то заплатит. В памяти сразу возникают хорошие курсы Голоса Америки и BBC.
Пираты могут стащить хороший курс у фирмы, и разместить его бесплатно.
Как найти бесплатный курс английского?
Воспользоваться совокупной мощью интернет-сообщества изучающих английский язык, сочувствующих и просто интересующихся: переворошить архивы основных форумов.
Найти что-то новое или хорошо забытое старое самому. Это титанический труд просмотра великого количества ссылок, — но можно прославиться, сделав свой сайт с коллекцией ссылок.
Про услуги пиратов мне трудно сказать что-то определённое. Я предпочитаю платить авторам и даже фирмам, но не берусь осуждать тех, кто поступает иначе, если цена программы равна, например, полугодовой зарплате.
бесплатные курсы и уроки английского
проще всего найти по обсуждениям на специализированных форумах. Без предварительной подготовки я могу назвать только два таких форума: study.ru и efl.ru, — вот уже много лет эти форумы остаются самыми добротными источниками тематической информации для изучения английского. Если раньше я бы, безусловно, поставил форум study на первое место, то сейчас, посетив оба, я бы сказал, что они дополняют друг друга, и в поисках информации нужно просматривать оба.
Неопытному пользователю форумами следует сразу обратить внимание на важную особенность этого вида информации. В форумах много критиков, некоторым из них присуща достаточная интеллектуальная изворотливость, чтобы быть убедительными даже в ошибках. Например, берётся какой-то курс, в нём отыскивается действительное или мнимое слабое или просто недостаточно обоснованное место, подвергается критике, пусть даже заслуженной, и, на основании этой критики явно или неявно формируется вывод: курс плохой. — Причём для неопытного в вопросе человека всё выглядит очень и очень убедительно и мотивированно.
Встретив такого рода обсуждения по интересующему вас вопросу, следует обязательно обратиться к первоисточнику, и составить собственное мнение. Хотя бы потому, что действительно бесполезный и пустой материал никто критиковать не станет. Наиболее сильной критике обычно подвергаются нетрадиционные курсы английского, часто содержащие полезные новые подходы.
Корни этого явления скрыты, видимо, в достаточно распространённом желании самоутвердиться за чужой счёт, а может даже и в элементарной зависти. — Не дайте обмануть себя. Есть люди, которые делают что-то полезное, пусть даже иногда и ошибаясь. А есть люди, которые только ищут и находят чужие неточности. Первым полезны вторые - они помогают совершенствоваться. Но тем, кто учит английский, полезны только разработчики соответствующих учебных материалов.
Примеры: сайты с курсами
фирменные бесплатные курсы английского
Возможности самостоятельного поиска даже заведомо существующих бесплатных курсов или уроков английского ограничены. Уже упомянутые курсы Голоса Америки находятся на сайте радиостанции, который не обнаруживается в первой тысяче результатов поиска «бесплатный курс английского». Чтобы найти его, нужно уже знать, что он есть, и примерно знать, где он находится. Если в качестве источника информации исключить форумы, то найти ссылки на подобные материалы можно в каталогах, желательно в тематических.
Я не пользуюсь этим методом поиска, так что затрудняюсь порекомендовать что-то, но, например, каталог Яндекса очень мало отличается от его же результата поисков. — Оно и понятно, если сайт может попасть в каталог за плату, то это будут именно те сайты, которые платят оптимизаторам, пользуются рекламой и т.д. — естественно, это сайты платных языковых курсов, а если бесплатные, то обычно малосодержательные перенасыщенные рекламой завлекалки.
Попадаются личные подборки ссылок. Возможно, если автор систематически занимается развитием, такие подборки могут быть полезны, хотя особых откровений в этом вопросе ожидать трудно. Если что-то не нашли активисты форумов, то маловероятно, что это найдёт и другой человек.
Авторские курсы английского
найти на первых страницах результатов поиска не удалось.
Причём, из переписки с авторами, мне доподлинно известно, что в сети имеются небольшие, иногда бесплатные авторские курсы. К сожалению, они не свободны от многих ошибок, что мешает мне хвалить их, — но определённым учебным потенциалом обладают. — Даже не знаю, как интересующийся может найти их — возможно, придётся проверить несколько тысяч ссылок… Например, программа Дмитрия Шаламая LTU Language — не знаю, как сейчас, - а на момент моего знакомства с ней автор предлагал построенный на базе программы курс бесплатно.
Такой вот итог поисков от 26 апреля 2008
Конкретная информация старого текста устарела много воды утекло с 2001 года, но общая информация может пригодиться, — так что ниже немного подредактированный старый текст.
Поиск Yandex: «бесплатные уроки английского» даёт немалый выбор
Посмотреть несколько сотен сайтов— задача нелёгкая, но вполне реальная. Я попробую понемногу познакомить вас со своей оценкой предлагаемых россиянам бесплатных уроков, вполне вероятно, это позволит сэкономить ваше время. Попытаюсь оценивать эти уроки с хорошо знакомой мне позиции человека, начинающего или продолжающего учить иностранный язык.
Люди занимаются языком: 1. Если не знают его, а хочется или нужно; 2. Если знают недостаточно для своих целей; 3. Если продолжают совершенствоваться и повышать уровень.
Поэтому основными критериями оценки послужат: 1. Пригодность для самостоятельной работы с нуля; 2. Пригодность для улучшения уже имеющихся навыков.
Верхние строчки в поиске заняли:
On-Line English lessons
http://www.study.ru/lessons/index.shtml
Предлагаемые уроки выполнены в духе курса English Grammar in Use, Raymond Murphy и нисколько не уступают ему по качеству, хотя объём единиц (Units ) раза в три меньше, да и самих Units всего 14 против сотни в каждом из двух пособий English Grammar in Use.
Единственное отличие — русский язык комментариев. Мне это достоинством не кажется, английские комментарии Мёрфи вполне доступны и помогают оставаться в среде изучаемого языка. Короткие уроки сопровождаются короткими проверочными тестами, которые покажут Вам, сколько раз Вы ошиблись, но не скажут почему.
Уроки подразумевают некоторый начальный уровень, но не выходят за его пределы, таким образом, обладая некоторыми знаниями английского, Вы сможете уточнить их, но новые получите вряд ли. Для себя я назвал бы эти уроки упрощённым повторительным вариантом курса Мёрфи.
В уроках чувствуется класс опытных преподавателей, но, скорее всего, им никогда не приходилось бывать в шкуре человека, занимающегося только самостоятельно.
Если судить по упражнениям, курс имеет пассивный характер, т.е. является продолжателем школьных традиций. Учит не говорить, но анализировать текст.
Кому полезен: Предлагаемые уроки могут быть полезны людям, самостоятельно занимающимся по курсу Мерфи, — как дополнительные задания, которых никогда не бывает много, тем более качественных. Людям, уже учившим язык, уроки могут помочь найти пробелы в английском, но не устранить их — слишком мало материала.
Центр Lingua.ru (http://www.lingua.ru) заинтересован в платных занятиях, так что имеющаяся ситуация вряд ли изменится. Но всё равно спасибо: уроки выполнены профессионально как в языковом, так и оформительском плане.
http://english.language.ru/
Этот узел, как мне показалось, составляет единое целое с http://www.lessons.ru/, расскажу для начала о первом ресурсе:
Это неплохой узел коммерческого направления, представляет собой подборку статей из разных газет и журналов, если вам нравится читать с экрана, то можете найти интересный, и, если повезёт, то незнакомый материал.
Занятно, но в одном из разделов приведены выдержки из книги М. Голденкова «Осторожно! HOT DOG! » Книга это интересная и полезная, но изобилующая ошибками: хотя я смотрел её бегло, авторский перевод «Hit the road, Jack! » как «Проходимец Джек» запомнился надолго. Боюсь огорчить поклонников Голденкова, но это значит: Убирайся, Джек! И никогда больше не возвращайся, и так далее…
Если говорить про уроки, то на страницах представлены якобы полная таблица неправильных глаголов и правила их образования, три урока TOEFL и десять собственных уроков английского, с которых есть ссылка на http://www.lessons.ru/ Есть тесты, более занятные, чем полезные.
Есть и форум с многочисленными возможностями для участников, к сожалению, на форуме затишье, нет ни вопросов, ни ответов. Так что любителям блеснуть английским полный простор, можно даже рожицы порисовать.
Дистанционное образование в Интернете
http://www.lessons.ru/
Уроки смотрел на http://www.lessons.ru/, их было 11, они мне понравились больше, чем на On-line English Lessons, так как имеют немного больший объём и более компьютерный дизайн. Есть контрольные задания, даже кроссворды. Но принципиальных отличий нет. Кому полезен: Предлагаемые уроки могут быть полезны самостоятельно занимающимся только как дополнительные задания.
Anri education system
(сейчас, в 2008 году, в прежнем виде не существует)
Этот портал пытается осуществить интересную и правильную идею: зарабатывать, давая бесплатные уроки. Имеется огромное количество названий курсов, «полных», фрагментарных и тематических. Судя по рейтингу, именно английский язык интересует большинство посетителей, а судя по названиям курсов, английским языком можно овладеть в совершенстве, не покидая странички Anri. Как всегда, реальность гораздо суровее. Все уроки разбиты на микроскопические фрагменты, с целью увеличить просмотр рекламы.
Каждый из предлагаемых Anriintern курсов может помочь в изучении английского, но ни в одном не реализован (их коммерческих соображений?) немедленный (on-line ) контроль, хотя эта задача очень легко решается средствами JavaScript.
Все предлагаемые курсы вполне традиционны, т.е. могли бы быть напечатанными на бумаге пособиями среднего и хорошего уровня. В них нет понимания специфики самостоятельного дистанционного бучения.
Ни один из курсов не пригоден для автономного изучения английского. Но если взять «Полный озвученный курс» и «EZ memo Booster», то вместе эти ресурсы могут помочь в первых шагах освоения языка.
На среднем уровне полезно познакомиться с материалами всех курсов.
The guard has already clipped our tickets.
Замечания: Слово «продвинутый» ассоциируется у меня с возможностью выразить любую мысль тремя-пятью способами. Который из правильных вариантов точный? Я посмотрел первые 10 предложений, они не сгруппированы по темам, язык официальный, напоминающий диалоги из старых учебников, а не из жизни. Настоящие, не книжные иностранцы говорят не так.
Конечно, определённую пользу получить можно, почти все предложения отражают жизненные ситуации. Но мне кажется, что лучше просто переводить записанную речь с телевизора, радио, диалог из видеофильма. Такой разговор имеет определённый стиль, официальный, ненормативный, разговорный, он сгруппирован вокруг одной темы — это и есть ситуация общения или перевода.
Система запоминания слов
Озвученный словарик в 1000 слов, слова даны вне контекста и моделей высказываний, так что выучить их можно, но научиться употреблять — нет. Курс может быть полезен как дополнительный материал для делающих первые шаги в английском.
Полный озвученный курс
Наличие нескольких сотен уроков уже вызывает мысль, что они маленькие, на самом же деле — они очень маленькие. Непропорционально велика доля произношения ( см. FAQ ), для изучения на уровне полной узнаваемости это не нужно, я для избавления от акцента — нужно совсем не это. Английские слова проговариваются, это приятная, но пожирающая ресурсы и время мелочь.
По содержанию курс представляет собой перенесённый в интернет учебник, я не мог посмотреть все уроки, но по первому впечатлению — учебник вполне качественный.
Вполне в духе множества хороших учебников, авторы говорят о необходимости хорошего знания грамматики русского языка. Это не помешает при профессиональном изучении языка, но мои ученики хотят разговаривать на английском, на русском они уже говорят бегло, причём не зная, какое из сказанных слов является деепричастием.
Проводя занятия, я стараюсь обойтись минимумом терминов (существительное, глагол, прилагательное, наречие) и пояснить мысль максимумом примеров, чтобы ученики установили однозначное соответствие не между абстрактными грамматическими категориями, а способами выражения одной мысли на разных языках.
Если этот учебник есть в напечатанном виде, то его вполне можно купить для самообразования. Если есть много времени, быстрый интернет и любовь к чтению с экрана, то заниматься с ним можно на портале Anri.
Этот курс может быть полезен начинающим и продолжающим как грамматическая основа, определённую пользу можно извлечь даже из фонетической секции — там ведь есть примеры произношения.
Употребление английских времён
Несколько маленьких уроков, упражнения без on-line контроля.
Хорошая программа, которую я подробно рассмотрел в другом разделе. и даже сделал словарики. Процедура её получения у Anrii затруднена выполнением ряда заданий.
Английский через ситуации
Для уверенного ориентирования в разных стандартных ситуациях нужно знать стандартные модели высказываний, несколько таких ситуаций рассмотрены в курсе. Это полезно. К сожалению задания не проверяются сразу, их нужно куда-то посылать.
Курс полезен на продвинутом этапе для закрепления моделей адекватного ситуации речевого поведения.
Замечательный дизайн скрывает достаточно скромное содержание. Представлен большой набор упражнений (выбор ответа из готовых вариантов) по разным разделам грамматики. Нет немедленного контроля.
Смешные истории, в пропущенные места надо подставлять варианты, затем посылать их для проверки.
Английский на Matrix
Перевод видеофильмов — обязательный этап в подготовке хороших устных переводчиков, в том числе синхронных. Для начинающих польза этого курса сомнительна: разговорный язык сильно отличается от грамматической нормы, а на первом этапе необходимо освоить именно нормативный вариант.
Для «продвинутых» пользы нет вообще: сразу даётся текст переводимого фрагмента. Перевести по тексту можно даже с незнакомого языка.
Хотя в целом идея правильная, но не в такой реализации. Мне это представляется так: даётся фрагмент, затем список из сжатых высказываний, некоторые из которых передают смысл сказанного в этом фрагменте (первый уровень: понимание общего смысла сказанного). Если смысл схвачен правильно, то предлагается второй уровень: несколько точных цитат в смеси с похожими фразами.
Даже если задание не будет выполнено, при вторичном прослушивании фрагмента вероятность понимания увеличится. Разумеется, задания должны проверяться сразу, ведь это элементарный выбор да/нет.
|